(097)529-34-04

 (095)157-45-53

Осенний круг праздников

 
Осенний круг праздников у славян посвящен почитанию Предков, потустороннего мира и темных (тайных) Богов. Почитание предков неразрывно переплетено с циклом праздников посвященных урожаю, который начинается еще в летний период, со Спасов, а оканчивается Овсенем. После Овсеня начинается время, посвященное Матери Земле и улаживанию (синхронизации) жизни человека с процессами земли. Последний месяц осени и начало зимы целиком посвящены Предкам и тайным Богам, ибо это наиболее опасное и студеное время, когда людям нужна помощь и одновременно защита от неведомых сил Иного Мира.
 
ВЕРЕСЕНЬ / СЕНТЯБРЬ
 
08.09. Рожаница.
На 77-й день от Купалы славяне празднуют Рожаницы. Богиня Рожаница – то сама Мать-Земля, воплощение плодородия. Рожаница, через ворота Нави, приводит души людей для рождения в земном мире.
Рожаницами (во множественном числе) являются Родные Богини, от которых произошел Род Небесный и Праматери Славянские, от которых произошел род земной. Старшей Рожаницей, Золотой Бабой, Берегиней извечной есть Вели Мать Богов Лада, которая ежегодно рожает Солнце-Даждьбога и Дану. Все наши Богини, так или иначе, связаны с культом Земли, потому что с тех пор, как славяне стали землю «раяти» и зерно сеять, к ним пришло осознание великой любви Матери-Земли. Мы учились, и до сего времени учимся общаться с землей, наполнять её силой осенью и получать благодать весной и летом.
В конце лета и в начале осени мы славим Великую Мать, именно как Рожаницу, в честь тех благ, которыми одаривает Земля-Мать род земной. Отношение к земле, как к Матери, проявилось целым рядом обрядовых действ: исповедью земле, покаянием за несправедливость перед Матерью-Землей; катанием в росе, освящением благодатной силой Матери-Земли. В мировоззрении Арийских народов нет ничего большего по значению, чем образ Матери-Земли, который пересекается с образами матушки, жены, сестры и накладывается на весь женский  род. Земля отождествлена у нас с матерью, а женщина – с плодовитой землей, и, когда мы стремимся прославить женщину, то желаем ей быть богатой и плодовитой, как Земля-Мать.
 
14.09.  Ирий. Сдвиженье.
Закрытие Сварги. Проводы птиц в Ирий, молитвы к Предкам. День начала строгого 9-дневного очищения души и тела.
В этот день земля сдвигается с лета на зиму, начинается осень. Женщины, которые стремятся иметь детей, обращаются к аистам, чтобы весной прилетели к ним во двор с детской душой на крыльях.
Это время, когда Светлые Боги возносятся в Правь. Длится оно до Дня Марены, а оканчивается на Коляду, когда Боги вновь сходят в Явь, славить рождение Божича.
 
22.09.  Овсенев зачин.
Осеннее равноденствие. Волховские обряды. День связанный со смертью (образной) летнего солнца – Семиярила. В этот день волхвы жгут жертвенные огни, помогая Семиярилу уйти в иное, дабы опять возродится на Купалу.
 
26.09.  Овсень. Радогощь. Световит.
Отмечается славянами по окончании хозяйственных работ. Овсень праздновался дважды – Великий и Малый. Значение слова точно не выяснено, наиболее убедительная теория говорит о том, что оно происходит от «староруського» «оусинь», – синий, блестящий. Оно означает небо в период зимнего сонлнцестояния, отсюда и одно из названий декабря – «просинець».
Самым старым названием Овсеня у славян является Ясень,    как обозначение старости, мудрости, ясности ума. Невзирая на то, что Овсень начинает самую темную часть Годового Круга, его имя связывается со светлой частью, с Новым Годом. Овсень является переходным периодом, мостом с одного лета в другое.
Овсень отмечается на третий день после осеннего равноденствия. Малый Овсень приходится на самый короткий день в году, что подтверждается обрядом засевания, свойственным Новогодним святкам, и названием этого действа, в немецком языке «owsen» (нем.) – «засевать».
Главные обряды в честь Овсеня связаны с аграрно-хозяйственными работами, точнее их завершением, и единением родов, ведь по окончании жатвы роды собирались на совместные общественные праздники, в это же время веси (хозяева) проводили свадьбы. Поэтому Овсень суть опекун богатств наших, он символ единства родов славянских.
Овсень изображается, как всадник с богатыми плодами в деснице и щепотками сухих цветов в шуице. Он распределяет богатства земли между Ро-довичами, наделяя честных и работящих и карая лентяев и воров. В народе бытует поговорка: «Осень на пестром коне ездит». Главными действующими лицами этого праздника являются старшие люди, женатые пары, те, которые уже имеют детей. Необходимыми атрибутами праздника является Дидух, как символ вступающего в силу Велеса, зерна ржи, пшеницы и овса, большой калач.
На Овсень готовят большой калач, на Руяне он был ростом с человека. Этот калач символизирует богатство всего рода, итог достижений огнищан. Он также отображает  представление о Старом, Могучем Солнце, которое осенью уже не греет, но от него зависит урожай. В этот день устраивается большая братчина, пир. На него сходится весь род, каждый приносит лучшее от стола семейного к столу родовому. Проводят обряд предсказания будущего.
 
ЖЕЛТЕНЬ / ОКТЯБРЬ
 
01.10.  Покров Матери-Земли.
Земля покрывается на зиму. Свято Покровы Матери Славы в календаре православных родноверов ознаменовывает успение Природы и укрытие Земли на зиму. Действительно, в октябре с деревьев опадают листья, все плоды уже созрели: «Пришла Покрова – на дереве голо». Бог Сивояр вступает в свою полную силу, а Мать-Земля укрывается, чтобы проснуться на Сречу. Свято проводится именно в пятницу в честь и во славу женскому роду, праматерям и прабабушкам рода земного. Сей день испокон веков является святым для жен Славянских. Его чтут по-особенному.
Покрова Матери Славы – это также свято воинской чести и доблести, на котором защитники Матери-Земли показывают свою ловкость. Земля-Матушка – Макоша (Мать Коша) является в образе всеобъемлющей и непобедимой Матери Славы.
Матушка Слава – то Богиня победы, добродетелей и благородства. Она хранительница рода Славянского. Она летит впереди войска, ведя к Победе, а после битвы поет о чести, могуществе и подвигах витязей.
 
22.10.  Осенние Деды.
Дедова суббота (смещается на субботу). 27 день от Овсеня.
Конец октября для Славянских народов – это один из переломных моментов года, который знаменует встречу осени с зимой, наступление холодного и мрачного времени. Всякая нечисть врывается в мир Яви, чтобы испытывать людей на силу духа.
Для Славян Осенние Деды это день, когда Мать-Земля и Дана-Водица «засыпают» до будущей весны. Люди просят у них прощения за всё, чем обидели в течение года. В селах в это время открывают сезон домашних ремесел, начинают мять и трепать лен, готовя его для пряжи. Женщины выносят вытрепанный лен на показ, устраиваются «льняные смотрины». Эти древние традиции празднования последних дней октября доныне исповедуют сторонники Родной Православной Веры.
На этот день каждый готовит для своих Предков Требу –  пирог, хлеб, печенье или зерно, и во время обряда сам же их жертвует. После «Дедов» быстро приходит Зима, покрывая Землю матушку снежным покровом... Так происходит извечный коловорот Живоявления.
 
28.10. Макошь
(смещается на 8-ую пятницу от Рожаницы). Праздник, посвященный прощанию с Матерью Землей и окончанию периода свадеб, ибо после Мариного дня в Яви господствуют неведомые силы тайных (темных) Богов. В это время следует больше внимания уделить своему духовному развитию и самопознанию.
 
ЛИСТОПАД / НОЯБРЬ
 
01.11.  Сварогов День.
Почитание Сварога, как небесного кузнеца, сотворителя всего сущего и хранителя семейных союзов. 40-й день от Осеннего Равноденствия. Это период, когда человек учится быть творцом своей доли, посему почитается великий творец Всемирья – Сварог. Разжигаются огни в его честь,   таким образом, подтверждая свет в душах наших.
 
08.11.  Дый.
В общинах проводят священные состояния. Всебог Род открывает ведающим людям тайны и осеняет озарениями. Этот праздник волховской, он связан с проявлением личных качеств Духовных проводников.
 
15.11.  Марин День.
За 40 дней до Коляды. Родные Боги покидают Явь до Коляды, природа замирает. Время начала рождественского очищения души и тела. Празднования в этот день не происходит, но православный родновер, отдает дань почтения тайным (темным) Богам, утверждаясь в праведности, то есть, в этот день очень важно совершать добрые, благие поступки.
 
24.11. Свято Доли.
За 30 дней до Коляды. Молодежные вечерки, девичьи гадания.
Доля (Среча) – Богиня, которая определяет судьбу человека. Доля, как и Макошь, является воплощением Матери Лады.  Как и праздник Макоши, выпадает на последнюю пятницу месяца. Свято в честь Доли отмечалось после завершения хозяйственных работ, когда женщины приступали к домовым делам. Поздней осенью они вынимали из своих разрисованных ларцов летние заготовки свежей пряжи. Уже после празднований начинали активно прясть, ткать, вышивать и шить одежду на целый год. Это было благодатное время для размышлений и проявления творчества, посему в этот день девицы проводили гадания и всяческие обряды на предсказывание судьбы. Это веселый молодежный праздник.
 
29.11.  Калита.
Причастие священным обрядовым хлебом – калитой. Гадания на будущее. 77-й день от Сдвижения, Ирия.
Калита – помощник Бога Солнца в борьбе с темными силами. Именно в это время активность Солнца наименьшая, а новый Месяц только начинает рождаться. Калита послан на землю, чтобы в нелегкое время тьмы, когда могут разрушиться семейные связи, уберечь теплоту душевную, любовь, понимание между мужем и женой.
Праздник Калиты – это обрядовый праздник общины и каждой семьи, а также, наиболее благоприятное время для тех, кто мечтает о семейном союзе.
Если Доля связана с девичьим грядущим, то Калита уделяет внимание и мужской части рода земного. В этот день смотрели в будущее парни, но их гадание проходило как тризна, соревнование в силах и умениях, главным из которых есть кусание Калиты (обрядового калача).
 
Богумир ВОЛОХ (МЫКОЛАЕВ)