(099)149-90-28

 (098)446-25-27

Весенний круг праздников

 
Весенняя часть Кологода посвящена праздникам возрождения жизни, молодости и буйства природы. В это время наиболее чтят Богов оплодотворяющих и рождающих жизнь.
 
Березень/Март
 
01.03. – Заклички (Весенний Стрибог), отмечается через 27 дней после Громницы.
Этот день посвящен прославлению весны и зазыванию сил Добра и Жизни в мир. Весенним Стрибогом зовется сей день потому что пространство начинает наполнятся силами Весны, славяне призывают Стрибога явится в ликах теплых южных ветров. Поэтому на Заклички, собираясь на капищах, святилищах или в родовых поселениях, славяне творили Требы Стрибогу.
 
10.03. – Жаворонки – это второе закликание Весны. Через 27 дней после Велесова дня, 77-й день от Коляды.
В этот день встречают птиц из Ирия. Матери пекут из теста «птичек», с которыми дети бегают, зазывая их прилететь: «Вылети, гуля, горою, вынеси лето с собою. Вылетела гуля горою – вынесла лето с собою». В обрядодействии встречи птиц принимают участие девушки и парни.
Выбрав самую красивую девушку, украшают её лентами и веночком. Взяв в руки «жаворонков», она обращается к старшей женщине: «Благослови, мати, весну зазывати! Весну зазвать, зиму провожать, зима на возах, а лето в челнах!»
 Выйдя за село, группа запевает: «Ой ты весна, ты весна, ты с чем к нам пришла?!» Девушка отвечает:
«Я пришла к вам с теплом и с зеленой листвой». Обойдя вокруг, все становятся на холме и призывают птиц: «Из края-курая птичек вызываю: Летите, жаворонки, к нашей сторонке, ласточки, спешите, да к нашей хате – весну встречать, зиму провожать!»
 
15.03. – Начало строгого 9-дневного говенья, очищения души и тела.
 
18.03. – Навский Великдень.
За три дня до Новолетия.
На Славлении в этот день, который очень часто приходится на четверг перед Великоднем Дажбожьем, поминают предков. Убирают их могилы, украшают цветами и венками. После Славления люди, придя домой, готовят ужин на Богатой кутье, где обязательно должна быть кутья с медом. Это ужин с предками. Этот день еще называют «чистым четвергом», потому что до восхода солнца необходимо искупаться.
 
21.03. – Новолетие (Яры годы).
День равняется с ночью, весеннее равноденствие.
Это день прославления Трисветлого Солнца и подготовки к Великодню Даждьбожьему. Проводятся волховские обряды и ритуалы для того, чтобы своим духом соедениться с новым Солнцем и вместе с ним перейти в новое лето (как время года). Поэтому праздник и называется Новолетие, начало нового лета, нового тепла и его не следует путать с Новым Годом.
 
24.03. – Ярило Красный (Великдень Даждьбожий).
Празднуется через три дня после того, как Солнце-дитя стал Солнцем-юношей, то есть через три дня после Новолетия.
Люди идут на ночное Славление. Возле храмов и капищ на жертвенниках разводится огонь, который поддерживается до восхода солнца. Кто остался дома, пытается провести ночь без сна и поддерживает огонь в печи или зажигает до утра свечу. В эту ночь воцаряется на небесах Ярило – Бог цветения природы, весеннего солнца, плодовитости, деторождения, войны и яри. Ярило оплодотворяет своей силой землю, благословляет её на новый урожай. На Великдень у всех жертвенников освящают яйца-писанки, чтобы потом угостить всех в доме. Писанка символизирует собой Вселенную, которую расписывает-оплодотворяет Небесная сила, чтобы был новый урожай, чтобы творение мира продолжалось. Утром в праздничной одежде люди идут к храму или на капище. Дома, по возможности, никто не остается. Считается очень хорошим знаком, когда хозяин или хозяйка сможет принести домой огонь Ярила – свечу с огнем жертвенного огнища. Это ознаменует собой наполнение дома духовным и телесным благом через обновление семейного огня. После Славления все братаются, выражая большую радость, приветствуя друг друга с Великоднем и Воскрешением природы. Дома угощаются крашенками и другой освященной пищей. Скорлупу из освященных яиц бросают в реку, чтобы доплыла к волхвам-рахманам   и известила о Великодне. На Великодень обязательно пекут бабку-кулич, которую позднее начали называть, по-христиански, паской.
 
Кветень/Апрель
 
08.04. – 3меев день. Ящер.
Почтение Велесового потустороннего мира.
В этот день просыпаются змеи и все гады, которые выползают погреться на солнце. У славян принято подносить им требы из пищи, почитая таким образом скотье Бога Велеса. Никаких особых обрядовых действие не проводится, читаются славления Велесу.
 
13.04. – Правая Среда (Рахманский Великдень).
Почтение Рахманов-Пращуров – носителей Духа Рода, благочестивых Волхвов-Радетелей. Отмечается на 21 день после Ярилы Красного. Рахман – это волхв-мудрец, отрекшийся земных благ, Святар, Старотец высшего волхвовского посвящения.
Характерным признаком Рахманского Великодня является перезвон, как проявление почтения великим мудрецам – волхвам-радетелям, рахманам. В этот день Славяне извещают праведных Праотцов о том, что помнят свое происхождение и светлый род, поэтому бросают на реку скорлупы Великодних писанок – символы Вселеной и Жизни. Сии скорлупы текут в Правь и извещают предков о том, что славяне справили самый великий праздник Кологода.
 
22.04. – Лельник (день Богини девической любви – Лели).
Лельник – праздник, когда девичья община принимает к себе новую девицу. После обеда на лугах собираются хороводы. Среди группы выбирают самую красивую девушку, украшают ей шею, руки, ноги и талию всевозможной зеленью, а на голову надевают венок из свежих цветов. Потом девушку торжественно садят на «трон» (делают его из свежевыкопаного дерна). Положив одну на другую несколько плиток, создают, таким образом, своеобразный стульчик. Рядом с «троном» ставят крынку с молоком, сыр, масло и другие молочные продукты. К ногам «Ляли» каждая девушка кладет веночек. Девушки водят вокруг «Ляли» хороводы и поют песни, преимущественно веснянки. После этого «Ляля» раздает подругам гостинцы и бросает присутствующим по веночку. Девушки пытаются поймать их на лету и сохранить дома до следующей весны. Веночки – это благословление на приход духовной пары.
 
23.04. – Ярило Буйный (Вешний), почтение весеннего Солнца. Освящение воды, колодцев. Юноша Ярило-Солнце наполняет траву силой Неба, люди выгоняют скот пастись, проходит обряд «отмыкания земли») – через 30 дней (тридесять) после Ярилы Красного.
Защитником полей и урожая является Ярило. Ярило (Ярун, Яровит) – Бог изобилия и расцвета, войны и любви, страсти и неистовства, мужской силы, роста, храбрости и плодовитости. Одно из проявлений Даждьбога. Иногда Ярило на коне разъезжает по полям, садам и лесам. Куда ни зайдет, там зелень горой, куда ни взглянет, там мгновенно колос цветет и множится. А как глянет на девушку, её сердце любовью загорается, а на парня – кровь в жилах закипает, сабля сама в руки просится. В честь Ярилы праздновали начало посевов (в конце апреля), для чего собирались по селам парни и девушки, выбрав самого красивого (или красивую), одевали его так, как представляли себе Бога Ярила, и сажали на белого коня. Вокруг него долго водили хороводы-сварги. На всех, кто принимал участие в игрище, должны были быть венки из свежих цветов. Если тепло и солнечно, обряд проводили в чистом поле на засеянных нивах (при участии пожилых людей). Хоровод исполнял песню, в которой славились деяния Бога Ярила: как он ходит по миру, выращивает урожай на нивах и дарит людям плодородие. Воины состязания проводили, силу и умения в игрищах военных показывая. В Ярилов день, обычно, ходят босиком по росе и умываются ею, потому что она в этот день считается очень целебной. Эта роса – живое воплощение Божьего дыхания, которое осело на прохладной траве. Женщины и мужчины, которые не могут зачать детей, в этот день с особенными утренними молитвами встречают Солнце-Ярилу в священных рощах, приносят огненные пожертвования и в тех огнях очищают тела свои для зачатия новой души. Мужчины, приступая к священнодействию с женой своей, приговаривают: Ярило светлый, как засеваешь Землю-Матушку на приплод добрый, благослови и меня, сына своего, пусть и моя семья приплод имеет, сыном мужественным, доченькой-красавицей.
 
30.04. – Радуница, Тризница, (ночь поминовения Богов и Предков) – Через 77 дней после Дня Велеса.
Этот праздник – своеобразные проводы Духов Предков, которые приходят к нам на Великдень Даждьбожий. В канун Радуницы женщины несут в храмы и на капища корзины с пищей и обрядовой кашей для освящения и отправления поминок. Потом с этим всем, что символизирует коливо, то есть жертву предкам, посещают реку, где был высыпан прах предка, или могилы. При этом гробки приводят в порядок. Если еду не святили в храме или на капище, то хорошо бы это сделать на гробках. Корзины складывают вряд, возле них зажигают свечи и жрец правит большую Тризну, поминовение Предков. После этого еду несут покойникам и раскладывают на могилах. Употребляя пищу, поминают умерших: «Дай нам, Боже, долго на этом свете прожить, в добром счастье хозяйствовать, а умершим – радостно в Ирии пребывать!». Существует древний обычай угощать людей яствами, чтобы поминали предков, а оставленные на берегу реки или на могилах лакомства предлагать взять детям (иногда дети после поминок сами забирают их), как упоминание об умершем.
 
Травень/Май
 
02.05. – Жива. Ярилица.
Богиня Жива сходит в Явь, дабы породить плоды богатые. Отмечается на 40-й день от захода Божича.
Свое имя Богиня Жива получила за то, что пробуждает ярую силу жизни во всем, что имеет душу и Дух Божий. Жива – это воплощение Лады матушки, она занимается исцелением и оздоровленим всего сущего. В Польше в её честь (по свидетельству Яна Длугоша) высаживались священные рощи, и был построен храм Живец. Её имя осталось в большинстве Славянских языков, это такие слова как «рожь», «жизнь» у Славян и «vita», «viva» у Романцев. Вита (Vita) на латыни – Жизнь, Вива (Viva!) – Будь здоровым! (по-сербски – Живео!, по-русински – Да здрав-ствует! – Vivat!).
Жива сходит к людям как жизнетворящий Свет Рода Всевышнего. Она присутствует во всем, что живет.
Со 2-го мая в степной и лесостепной зоне Руси появляются первые плоды, на полях пестрят всходы. Поэтому этот праздник в нашем «хлеборобном» народе отмечался с чествованием полевых всходов. Праздник проводят у засеянного поля или собственного приусадебного участка. Обряд освящения всходов и прославление матушки Живы следует начать божьей ходой (обходом нивы) с восточной стороны, посолонь. С четырех сторон поля (огорода) Волхв поочередно разжигает праздничные костры. Духовному проводнику помогает девушка-жрица, ряженная Живой (одежда богато украшенная растительностью и особенно фруктами). В руках у жрицы вырезанная из дерева кукушка – птичий символ Живы-Живицы. Кукушка кует человеку годы жизни, т.е. измеряет его время жизни в Яви и время встречи с Марой. Поэтому в Живин день просят кукушку накуковать многие лета.
 
10.05. – Русальин Великдень. Зильник. Почитание русалок. На юге Руси –  собирание целебных трав. Купель на травах. Отмечается на 18-й день от Ярилы Буйного.
В этот день до восхода солнца, когда еще не спала роса, ходят собирать травы. Женщины идут к тайным местам – где петухов не слышно, куда не доносится лай собак. Отыскав растение, становятся лицом на восток и молятся: «Матушка Лада ходила, зелье родила, ведром поливала, нам в помощь давала!» или: «Трава-трава, красна- девица, не я тебя сажала, не я и поливала: Господь тебя сажал, Господь-Даждьбог и поливал, всякому внуку на помощь давал!». На Зильник купаются в купели из целебных трав. Женщины и мужчины, нарядившись в праздничные одежды, идут на поля, устраивают трапезу с разнообразными забавами, а затем разносят еду на края нив – для русалок. На лесной опушке расстилают скатерть, готовят принесенную с собой еду и напитки (преимущественно мед-пиво) и садятся обедать. По окончании трапезы девушки расходятся, чтобы плести венки. Иногда они собираются возле одного дерева, а когда девушек много, отыскивают несколько березок с таким расчетом, чтобы ветви разных деревьев можно было достать и сплести их вместе. Разбившись по парам, плетут веночки, не отламывая веточек. Эту работу сопровождают песней: «Ой, выгляни, серебряный месяц, из-за тученьки, должна выйти из воды сестра-русалонька. Распрощалась она с миром, моя мила, а сегодня должна выйти, потому что зеленая неделя».
 
15.05. Троян. Весенние Деды.
За 40 дней до Купалы. Души Предков сходят в Явь, супруги зовут души дабы они воплотились в их потомках. Вхождение в солнцекресное духовное и телесное очищение.
Главная суть праздника – это обрядовое зазывание родственниками своих прародителей воплотиться в детях, которые будут зачаты на Купала. Ведь именно через 40 дней состоится великий праздник сочетания Солнца (Даждьбога) и Воды (Даны), а одновременно и Внуков Даждьбожьих. Ибо это велит нам Сварог: «Даждьбог будет Отец ваш. Того должны слушаться, и он вам скажет, что должны делать, и как говорит, так и творите» (Велесова книга). Поэтому и действуем, как наш дед небесный, как он говорит. Души, которые не были призваны на новое рождение, возносятся обратно во Сваргу, поэтому этот праздник еще называют Вознесением.
 
Богумир ВОЛОХ (МЫКОЛАЕВ)