(097)529-34-04

 (095)157-45-53

Развиваем умение слушать и слышать

Безусловно, умению слушать и слышать необходимо учиться с малых лет. В этом поможет и развитие физического слуха – умение прислушиваться, различать разнообразные звуки, и развитие внимательности, умения концентрироваться. Умению слышать голос души другого помогут упражнения на развитие эмпатии – умения сочувствовать, становиться на место другого.

Путанка. Дети стоят перед ведущим. Ведущий показывает руками на соответствующие части тела и говорит; «Ротик», «Носик», «Животик». Повторяет это еще раз, чтобы дети лучше поняли и телесно ощутили. Далее ведущий говорит: «А теперь будьте внимательны: вы будете делать то, что я говорю, а не то, что я делаю». Ведущий начинает путать детей, например, говорит; «Носик», а показывает животик, говорит: «Ротик», а показывает носик и т.д. И так вразнобой путает детей. Потом можно усложнить, добавить еще «Ушки», «Макушка». И самый сложный вариант, когда много элементов, например, можно добавить «Рука», Нога». Чтобы еще более усложнить, можно добавить «Правая рука», «Левая рука», «Правая нога», «Левая нога».

«Угадай, кто?». Дети становятся в круг. Один ребенок поворачивается спиной к группе. Ведущий договаривается с детьми, кто будет показывать движения. Таким образом, один ребенок показывает какие-то движения, а все остальные повторяют за ним. Движения должны быть разнообразными. Ребенок, который поворачивался спиной к группе, должен угадать, подметить, кто же из ребят показывает движения.

«Кто звонил?». Один ребенок поворачивается спиной к группе. Кто-то из детей звонит в звоночек. Потом ребенок, который отворачивался, поворачивается лицом к группе и угадывает, кто звонил.

«Что изменилось?». Один из детей отворачивается. Тем временем ведущий старается что-то изменить: переодевает детей (бантик Даринки одевает на Злату, кофточку Влада одевает на Даню и т.д.), меняет детей местами, можно даже кого-то вывести из круга и т.п. Ребенок, который отворачивался, должен подметить, что же изменилось по сравнению с тем, как было раньше.

«Поймай письмо». Ведущий и дети стоят в кругу. Один ребенок стоит в центре круга. Ведущий говорит: «Я посылаю письмо…(имя ребенка)» и пожимает руку или ребенку, стоящему справа, или ребенку, стоящему слева от него. Далее по цепочке дети пожимают руки стоящим рядом, пока «письмо» не дойдет к названному ребенку. Цель стоящего в центре круга ребенка – заметить направление, по которому передается письмо, и поймать письмо, то есть заметить, где именно на данный момент оно передается (происходит пожатие). Если ребенок заметил, то разрывает руки тех, кто передает письмо.

«Кошки-мышки». Один из детей выбирается котиком, ему завязывают глаза. Все остальные дети – мышки, они должны убегать от котика. Главное правило этой игры – дети должны играть в абсолютной тишине. Кто нарушает это правило, выбывает из игры. Выбывшие игроки следят, чтобы правила не нарушались. Следующее правило – игрокам нельзя выходить за определенные ведущим границы. Ведущий также может ставить «ловушки» – разложить на полу листочки бумаги, какие-то предметы. Если «мышка» наступила на «ловушку», то выбывает из игры. Пойманная «мышка» становится «котиком». Другой вариант игры – когда котик ловит «золотую мышку», у которой есть звоночек. Убегая, она звенит в него, а «котик» на слух ориентируется, где ее ловить. Все остальные дети берутся за руки и этим создают границы, за которые нельзя выходить. Вариантов игры можно придумывать множество.

Зоряна ЗДЗЕБА