(097)529-34-04

 (095)157-45-53

Игры на песке

 
 
Песочная энциклопедия. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому использование песочницы поможет легко и непринужденно передать знания, жизненный опыт, рассказать о законах окружающего мира.
- Благодаря географическим песочным играм ребенок узнает, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них. Например, часто детям непросто представить себе жизнь в тропических многоярусных лесах. Создадим «живые» картинки на песке. Ставим фигурки экзотических деревьев и кустов по ярусам (чего нет в «коллекции» - заменяем природным материалом), обвиваем их «лианами» - веревочками, размещаем на них фигурки обезьян, птиц, фруктов и воспроизводим «тропический ливень». Даже дети с проблемами развития надолго запоминают материал, проигранный в подобных играх.
- Мы восхищаемся диарамами сражений, представленных в музеях, а ведь это не что иное, как застывшая песочная картина. Только в песочнице ребенок может все сам построить и проиграть, став участником исторических событий. Можно путешествовать по истории: создавать селения из соломок и палочек, строить крепости, защищать свой город от врагов, воссоздавать быт определенных народов.
- Песочные игры-экскурсии лучше проводить после прогулок по городу, для закрепления новой информации, пережитых эмоциональных впечатлений, систематизации новых зрительных образов.
- Песок можно использовать, чтобы заинтересовать ребенка и подольше удерживать его внимание. Например, взрослый загадывает загадки, а чтоб ребенку было интересней отгадывать, отгадку закапывает в песок. Ребенок проверяет себя, раскапывая разгадку. Так можно «засекречивать» ответы на всевозможные вопросы, развивающие задания. Можно предложить ребенку написать ответ на песке или дать задание вылепить буквы. Это намного интересней, чем на бумаге и к тому же позволяет легко исправить ошибку.
- С помощью песка можно обучить ребенка грамоте. Взрослый проговаривает и пишет на песке слово, ребенок его читает. А потом часть слова засыпается песком (ветер пошалил, мышка пробежала), а ребенок должен восстановить недостающие элементы. В усложненном варианте – ребенку нужно дописать недостающие буквы без предварительного зачитывания.
Дорогие взрослые, все, что вы увидели и узнали, прочитали и услышали, попробуйте «рассказать» ребенку на песке!
Моделирование игр-сказок на песке. Взрослый читает сказку или историю, а ребенок организует в песочнице игровое пространство (сказочную страну, замки, дворцы, моря, реки, леса), заселяет его сказочными персонажами, воспроизводит происходящее в сказке. Мамина песочная сказка легко научит малыша переделывать свой мир.
Чувствительные ладошки. Эти игры развивают чувствительность, что особенно важно в развитии девочек, а также мелкую моторику и саморефлексию.
- На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?». Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ваших ощущений, он пробует сам рассказать о том, что чувствует.
- «Поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки, змейки и др.), выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
- Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.).
- «Пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец, мизинчиком).
- Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- «Поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
- Взрослый и ребенок оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.
Что спрятано в песке?
- Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
- «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера» – откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.
- Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.
- Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это (вариация игры «Чудесный мешочек»).
(Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб, 1998)