(099)149-90-28

 (098)446-25-27

Игры с матрешкой

 
Чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно ее приобрести и дать в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные свойства и научить малыша играть с ней.
• Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным сюрпризом.
Усевшись за столик вместе с ребенком, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: «Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки!». Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: «Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!». Открывая матрешку, вы вместе с малышом, как заклинание, произносите слова: «Матрешка-матрешка, откройся немножко!». Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка.
Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Рождение все новых и новых матрешек удивляет равно как детей, так и взрослых – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже, посмотрим, какого цвета платочек, фартучек. Так мы погружаемся в мир развивающих игр, учимся сравнивать предметы по форме, размеру, цвету.
• Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова («Матрешка-матрешка, откройся немножко!») пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.
• Поначалу малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок. Покажите, как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую. Пусть матрешки поиграют в прятки (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
• Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту, «забудьте» одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки в какие ворота могут пройти. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
• Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
• Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.
• Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.
• На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
• Обучение счету. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.
• В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.
• Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, выстроив матрешек по росту, отправить в разные возрастные группы детского сада, или распределить между ними женские роли в семье (бабушка, мама, младшая или старшая сестра, дочь).
Вы можете оживить образ матрешки, наделив каждую своим характером. И тогда кукла поможет разобраться в моделях поведения и взаимоотношениях в коллективе. Можно начать с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на понятии «старший – младший», в игре покажите преимущества каждого ребенка. С несколькими наборами матрешек можно инсценировать отношения нескольких семей.
Можно построить целый «матрешечный» мир, просто взяв в руки эту сакральную куклу и применив свою фантазию!
• Матрешка – любимая игрушка детей до 3-5 лет. Но если объяснить глубокую идею матрешки, она становится интересна и детям более старшего возраста. Можно выкрасить матрешку в семь цветов радуги и объяснить энергетическое устройство и многомерность человека, а также Божественного мира. Маленьких деток с помощью такой матрешки можно обучить различать цвета.
С детьми можно поговорить о смысле и значении цвета, рассказать о соотношении цвета и чар (чакр) человека, задать вопросы: какие ассоциации вызывает определенный цвет, как влияет на человека.
Далее – рассказать об энергетических телах человека. Семицветная матрешка – образ целостного человека – волшебника, у которого все тела и чары находятся в гармонии и помогают ему творить свое пространство, в котором истина и мудрость повелевают чувствами и эмоциями и  направляют поступки. Давая детям матрешку с таким смыслом, можно сформировать образ, к которому следует стремиться, чтобы «душа не зарастала телом», как говорил В. Розов. Это также поможет осознать детям свою многомерную природу. Очевидно, складывая матрешки друг в друга, малыши подсознательно воспринимают идею о своей многомерной природе.
Анна Бену в книге «Сказки Тебе» (М., 2003 г.) в разделе «Семицветная Матрешка» предлагает беседы с детьми о «правильных» и «неправильных» матрешках, которые можно наблюдать в любом явлении. Так, можно спросить ребенка: «Бывают ли люди, у которых матрешка неправильная?». Например, истины, мудрости и любви совсем немного, а силы – оранжевой матрешки – предостаточно. У такого человека матрешки получаются перевернутые. Красная и оранжевая – самые большие, а остальные – уменьшаются. Вот и получается душа, «заросшая телом».
Если ребенок смотрит фильмы ужасов или боевики в большом количестве, спросите его: сколько матрешек в этом фильме? Какие они? Много ли в этом мудрости – синей матрешки, радости – оранжевой, есть ли гармония – зеленая матрешка? Если бы он сам был создателем этого фильма или компьютерной игры, то что бы он добавил, чем обогатил, чтобы довести это произведение до совершенства? Чего здесь не хватает?
Анна Бену считает, что когда ребенок творит – пишет картину, играет на музыкальном инструменте, лепит, моет посуду, убирает свою комнату (уборку тоже можно превратить в акт творчества) – в его мыслях и действиях также присутствуют семь матрешек. Что получится из картины, если писать ее без любви и знаний? Дети обычно отвечают: «Мазня». Что будет, если убирать комнату без любви и размышления? Ненависть к уборке и досада на тех, кто заставляет это делать. То есть искажается гармония в мыслях и чувствах человека. Убирая свой дом, можно восстановить порядок не только физических предметов, но и гармонию души. Нужно, чтобы в каждом деле присутствовали все семь матрешек, тогда все, что вы делаете, сохраниться на века и будет радовать многих.
 
И напоследок – несколько советов.
После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.
Постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.
Желаем Вам творческих успехов и взаимопонимания! Пусть дети обретут целостность и гармонию Духа, Души и тела!
Подготовила Зоряна ЗДЗЕБА
(По материалам сайта adalin.mospsy.ru)