(099)149-90-28

 (098)446-25-27

Вселенная на песке

 
Дорога к гармонии с собой и миром лежит через решение проблем, скрытых в подсознании. Подсознание само стремится «достучаться» до каждого из нас, например, с помощью сновидений. Мы можем пойти ему навстречу сами, и один из способов «выйти на контакт» с подсознанием – песочная терапия.
 
Исцеляющая сила Земли и Воды
Игра с песком – один из древнейших способов самоисцеления. Дети могут часами возиться в песке, строя причудливые замки, мосты, дороги, а взрослые с удовольствием им помогают. В чем же секрет магнетизма песка? Песок – это стихия Земли. Земля и Вода – женские стихии, а суть женского начала – принимать, наполнять любовью, дарить покой и гармонию, утешать. Поэтому игра с песком и водой действует успокаивающе на психику. Происходит «заземление» негативных эмоций, которые уходят в песок, очищение энергетики человека стихиями Земли и Воды. Помогая своим детям строить песочные города, взрослые на самом деле исцеляют своего «внутреннего ребенка».
Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют определенную форму. В отдельных крупинках символически отражается автономность человека, а в песочной массе – образ жизни во Вселенной. Играя с песком, можно пережить чувство единения себя – маленькой песчинки, частички – с целым, Вселенной. Строя свой мир на песке, человек, будь то взрослый или ребенок, пробует себя в роли творца Вселенной, создавая свой единый и неповторимый микрокосм.
Песок – это также символ бессознательного. Когда мы взаимодействуем с песком, мы как бы извлекаем из бессознательного свои внутренние образы, облекаем в форму свои чувства, эмоционально значимые ситуации на данный момент. Таким образом, песочная картина – это проекция внутренних образов человека, как и сновидения, сказки, рисунки, но более зримая и осязаемая. На песке можно потрогать руками свои внутренние образы и таким способом глубже осознать их. Внутренний мир, отображенный на песке, становится реально осязаемым. Объекты из песка могут также представлять определенные части души, ответственные за проблемы, или же эмоционально значимых людей. Исходя из этой позиции, картину на песке можно понимать как отображение психодрамы. Песочная терапия привлекательна в первую очередь самой возможностью высказаться в тех случаях, когда рациональный язык бессилен. К.Г.Юнг заметил: «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».
Песочница стала символом развития человеческого самосознания. Ведь ребенок начинает знакомство с внешним миром с песочницы. Весь мир можно представить как огромную песочницу, где люди отыгрывают свои жизненные уроки.
Песок также передает текучесть жизни. Ребенок создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. И это позволяет пережить тайну бытия: все приходит и уходит, и нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, ведь старое уступает место новому. Многократно проживая эту тайну, человек достигает состояния равновесия. А в сложной жизненной ситуации очень важно прочувствовать, что всегда есть возможность изменить ситуацию. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, который переносит в реальную жизнь. Так он становится волшебником, который может влиять на реальность, хозяином своей жизни. Таким образом, с помощью песка человек может что-то изменять в пространстве своего внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса, гармонизируя внутренние переживания, а также использовать песок для моделирования своей новой жизни.
 
 
 
Современная песочная терапия
Исцеляющая сила песка и воды не могла оставить без внимания психологов. Так, английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начала работать с песком. Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность. В 1935 г. она опубликовала книгу под названием «Игра в детстве». Эта работа заинтересовала К.Г.Юнга. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 г. она начинает изучать метод у самой М.Ловенфельд. Д.Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 г. на английском языке вышла ее книга «Песочная терапия». Так возник такой интересный метод в психотерапии, как «песочная терапия».
Песочная терапия, или Sandplay («песочная игра») – психотерапевтическая техника, во время которой взрослый или ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка, воды и различных материалов. Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей.
Обычно для того, чтобы проработать какую-то проблему, необходимо несколько сеансов песочной терапии. В распоряжении человека находится деревянная песочница, окрашенная в голубой цвет, поскольку ее дно обозначает воду, а бортики – небо. Кроме того, по мнению психотерапевтов, песочница должна быть 50 см в ширину, 70 см в длину и 8 см в высоту, поскольку такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать ее взглядом целиком. Рядом с песочницей ставится кувшин с водой. Человек может использовать ее для игры, если захочет. Также предоставляются наборы миниатюрных игрушек, фигурок: деревья, фигурки людей, животных и монстров, а также различные постройки, домашняя утварь и природные объекты (камни, семена, ракушки, перья и т.д.). Д. Кальфф использовала также символические, этнические и религиозные объекты, обеспечивающие передачу коллективного бессознательного в игре. Фигурки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету – это тоже имеет значение.
Психолог произносит фразу: «Постройте свой мир, какой вы хотите, используя песок, воду и фигурки». Он показывает, что на песок можно ставить фигурки. Если песок сгребать в кучи, то обнаружится дно, выкрашенное голубым цветом, и это похоже на водоем. Психолог не руководит процессом, происходящим в песочнице, он внимательно наблюдает, его задача – создать атмосферу безопасности, благожелательности и доверия во время сеанса. Перебирая песок руками, «играя» маленькими фигурками, ребенок (или взрослый) выносит наружу зашифрованные послания своего внутреннего мира. Но психотерапевт ничего не комментирует и не интерпретирует, а только наблюдает, делает определенные выводы. Человек сам себя исцеляет, в его внутреннем мире происходят изменения, постепенно он сам приходит к осознанию своих негативных внутренних образов, причин неурядиц в жизни или вытесненных желаний. С каждым сеансом песочная «картина мира» меняется вместе с переменами во внутреннем мире, движется в сторону позитивных изменений и в конечном счете приходит к гармонии.
 
 
Тайный шифр подсознания
Подсознательно человек выбирает те фигурки, которые символизируют его внутренние образы. Поэтому проанализировав символизм, архетипическое значение используемых фигурок, можно сделать выводы о психологическом состоянии человека, беспокоящих проблемах и т.д. Но важно помнить об уникальности каждого человека и учитывать прежде всего его личные интерпретации построенного мира.
Кристаллы символизируют глубокую внутреннюю работу, чистоту и духовный опыт, минералы – скрытые ценности, богатый потенциал, дерево – упорядочение хаоса, а семена деревьев – рост, развитие, энергию жизни и процесс формирования личности. Раковины всех форм указывают на связь с водой и луной, это символ сексуальности, женственности, плодородия и рождения – физического и духовного. Перья символизируют истину, ассоциируются с небом и ветром. О метафоризме песочной картины хорошо написано в книге Галины Эль «Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия» (СПб.: «Речь», 2007).
Ландшафт песочной картины отражает внутреннее состояние человеческой психики. Вершины отражают стремление достичь социальных и духовных вершин или трудности на пути. Пещеры прячут самое сокровенное, об этом тайном расскажет фигурка, спрятанная в пещеру. Если ландшафт ровный – это свидетельствует о ровном состоянии психики. Реки, моря говорят о человеке эмоциональном, исполненном любви.
Последовательность появления и местоположения фигурок на «песочном листе» также даст много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «Я» человека. Фигурка, которая появляется первой, является символом чего-то важного на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Они символизируют вытесняемое в бессознательное или то, что еще не осознано.
О наличии внутренних и внешних конфликтов свидетельствуют бои, когда изображается борьба добра со злом. Потенциальные возможности проявляются как чудеснее предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации.
 
Песочная терапия в домашних условиях
Самыми лучшими психотерапевтами для ребенка являются родители, а также бабушки и дедушки. Поэтому разработки психотерапевтов смело можно применять в домашних условиях, во время отдыха на море или у реки. Этот метод рекомендуется использовать и взрослым, чтобы разобраться со своими внутренними образами, «посмотреть на себя со стороны», для ладования души. Песочная терапия также очень полезна беременным женщинам. О том, как песочная терапия приносит радость детям, хорошо сказала моя дочь, испытав на себе мое экспериментаторство: «У меня руки стали лучше работать, ты бы видела мои счастливые пальцы!».
Организовать домашнюю песочную терапию не так сложно, как кажется. Конечно, хорошо бы заказать песочницу у мастера, но можно и выкрутиться самостоятельно. Если нет возможности смастерить самим, можно взять ненужный ящик (например, от старой тумбочки или шкафа) и оклеить его клеенкой голубого цвета с помощью скотча. Далее все еще проще. Фигурки от «Киндер-сюрпризов», резиновые или пластмассовые фигурки животных, людей, сказочных персонажей, сувенирные миниатюры найдутся у каждого. В летнее время оборудовать «кабинет песочной терапии» можно на балконе, пожертвовав идеальным порядком. А в сельской местности это вообще не проблема. И – скорее исцеляться!
Зоряна ЗДЗЕБА