(097)529-34-04

 (095)157-45-53

Славянский свадебный обряд

 
Обряды замужества в народе происходят на протяжении года. Вы удивитесь, почему так долго, но в этом есть глубокий смысл.
Во-первых, за это время вы утвердитесь в своем решении. Во-вторых, чтобы супруги были счастливы, нужно пройти все обряды, а они имеют свое время и протяжность. И, в-третьих, сливаются в одно не только две ваши души, но и два рода, а это вовсе не простая вещь. Ведь роды – это взрослые люди, которые имеют свои привычки и традиции, а, кроме того, психологические и духовные проблемы, которые не всегда благоприятно влияют на взаимоотношения.
Всё начинается со сватовства.
 
Сватовство
А Зоряна Василия не знала,
Пока ему рушников не дала.
 
Полюбили молодые друг друга, вот и решили на рушник стать, соединить две долюшки в одну. На древнейшей земле Украины, матери родов славянских, начинался обряд свадебный сватовством. Перед тем, как сватать девушку, парень обращался к своим родителям за советом, рассказывая им о ней и её семье. Отец, выслушав рассказ, ответа сразу не давал, думал, узнавал от людей о семействе будущей невестки, и только тогда говорил, даст благословение или нет.
Если было отцовское согласие, тогда мать брала все данные будущей невестки: время рождения, имена её и её родителей, и шла к ведунье, чтобы та посмотрела на воду и зори да рассказала, счастливой ли будет жизнь у молодых, станут ли они парой, будут ли детки, здорова ли девушка и мягка ли норовом.
Когда рассказ ведуньи устраивал мать, тогда они с отцом давали благословение на свадьбу.
 
Первым шагом была подготовка к сватовству. Сначала нужно было выбрать парню двух сватов – самых почтенных и самых остроумных из мужчин, которые должны вести главный разговор, и еще одного, который будет им поддакивать.
Вечером в доме мать накрывала стол, к столу приглашались сваты и после того, как те хорошо поели (голодным сватам нельзя идти сватать девушку), мать и отец брали образы и благословляли сватов и сына, чтобы с ними были Боги. Сваты брали ржаной хлеб, подсеянный ржаными отрубями (мукой нельзя, ибо будут молодые весь век мучиться) и шли к дому, где живет девушка с семьёй.
 
Сватать девушку отправлялись поздно вечером, чтобы на случай отказа сохранить сватовство в тайне. Зайдя в хату с хлебом в руках и поздоровавшись, старосты начинали традиционный разговор об охотниках, которые натолкнулись на след куницы (оленихи) – красной девицы, о купцах, интересующихся товаром, и тому подобное. После традиционных приветствий и речей старост, звали девушку и публично спрашивали её согласия на союз. Ответ невесты являлся обязательным и решающим.
 
 
Важным элементом в обряде сватовства является хлеб.
В знак согласия сватов перевязывали полотенцами или подносили им на хлебе платок или рушники. Жениха девушка перевязывала платком. В случае отказа старостам подносили тыкву или макогон (на Западной Украине). При позитивном ответе невесты приступали к обсуждению вопроса о приданом.
 
Весь предсвадебный цикл обряда длился две-три недели, иногда – месяц. После сватовства проходили смотрины и обручения.
 
Смотрины – знакомство с хозяйством молодого, которое осуществлялось вскоре после успешного сватовства. Природа этого обычая связана с укладом миропонимания крестьянина-труженика, для которого хозяйство было основой его жизнедеятельности.
В нем проглядывается и серьезность отношения к созданию семьи: если молодой не имел своего хозяйства, то он не имел и права на создание семьи.
Родители парня пытались как можно лучше представить добротность хозяйства своего сына, демонстрируя его так, чтобы сватовство завершилось брачным соглашением. Бывало, даже прибегали к хитростям: брали взаймы у соседей коня или сельскохозяйственную утварь.
Когда же смотрины заканчивались успешно, переходили к третьей части – обручению.
 
Обручение – заключительный этап сватовства, обрядовое закрепление согласия на брак. В то же время это первый предсвадебный обряд, где договорённость о союзе приобретала законное действие.
На обручение к молодой вместе с молодым приходили его родители и родственники. Все садились к столу, а молодых выводили на посад. Старший староста накрывал полотенцем хлеб, клал на него руку девушки, сверху – руку парня и перевязывал их полотенцем. После этого ритуала молодая перевязывала старост рушниками, а всех присутствующих одаривала платками, полотном или рубашками.
В Карпатах этот ритуал осуществляла мать девушки: она осыпала молодых пшеницей и белой шерстью и подавала им мед, который символизировал единство не только молодых, а также и их родственников.
 
После всех церемоний девушка и парень считались обрученными и отныне не имели права отказываться от союза. Попытка отказаться считалась за бесчестие, за отказ же возмещали материальные расходы да еще и платили за обиду.
В знак того, что девушка и парень засватанные, они получали определенные атрибуты: новобрачный – цветок барвинка, невеста – красную ленту в косы или цветок (на Буковине – траву). В западных районах более распространенными были венки, их плели в так называемые барвинковые дни. На Гуцульщине венок смазывали медом и покрывали позолотой. Девушка не снимала его вплоть до брака, даже спала в нем. Существовало поверье: если венок пропадет – не будет счастья в супружеской жизни.
 
Барвинковые обряды начинали собственно свадьбу. Они символизировали освящение союза обществом и включали целый ряд обрядовых действий: сбор барвинка, материнское благословение на плетение венков, их изготовление и одевание.
В разных районах Украины барвинковые обряды имели свои особенности. Наиболее распространенными они были в Карпатах и на Надднестрянщине. Там за барвинком шли молодые люди дружной гурьбой с музыкой, на Бойковщине – молодая с дружками и маленьким мальчиком, на Закарпатье – дружки молодого и молодой.
На Средней Надднепрянщине и в восточных районах «по барвинок» шла только молодежь, которая изготовляла барвинковый венок лишь как украшение к караваю. Вот образец одной из обрядовых песен, которые пели девушки и ребята:
 
Дівчата, дівчата, та не рвіть барвінок,
Бо гризуться хлопці, що багато дівок,
– Не гризіться, хлопці, якось воно буде,
Заберуть чужії, жодна з нас не буде,
Зачали дівчата барвінок сплітати,
Прийшли хлопці з Дубівців,
стали дівчат брати.
Ми ся розійдемо, як по полю вівці.
Як по полю вівці ходять чередою,
Ми ся розійдемо одна за другою.
 
Обряд венкоплетения проводился в преддверии свадьбы, когда молодым изготавливали свадебные венки. Этот обряд не везде был одинаковым. Например, на Гуцульщине венки плели в доме невесты, куда приходил за своим венком жених с дружкой. На Бойковщине венки хранились в кладовке у молодой до самого обряда сажения (посада), когда молодым одевали их на голову. В доме молодого изготовляли «свадебное знамя» (прапор): к хорошо высеченному древку привязывали два-три платка, колокольчик и сверху украшали барвинком. На Гуцульщине древком флага чаще всего был топорик. Кроме плетения венков, девушки занимались украшением деревца (гильца) и выпечкой каравая.
Затем начиналось одно из важнейших передсвадебных действ: девичник и молодецкий вечер.
 
Девичник, молодецкий вечер – это прощальный молодежный вечер, на котором жених и невеста прощались с девичьими и холостяцкими обществами и переходили в состояние женатых хозяев. Кроме приготовления венков и свадебного деревца, на этом вечере еще осуществлялись такие обряды: сажение (посада), перепой молодых, расплетение косы невесте, уборка венка, обмен подарками между молодыми и др. Девичник заканчивался небольшой гулянкой с танцами и пением.
 
 
Сажение (посад) проходило отдельно в доме жениха и невесты, это не только прощание с девичеством и молодецтвом, но и благословение дочери и сына на супружескую жизнь. Молодой или молодая садились на кожух или одеяло, под которые клали рожь, деньги, и просили благословения у родителей и всех присутствующих. В отдельных районах Киевской, Житомирской, Черниговской, Сумской и Запорожской области существовал обычай общего сажения молодых. На Бойковщине обряд сажения осуществлялся в день свадьбы перед венчанием. Родители первые благословляли своих детей на союз и «перепивали» счастье-судьбу.
 
Самой пышной обрядностью отмечался свадебный день.
 
На Бойковщине в конце XIX в. бытовало умывание молодых в этот день отваром барвинка, который оставался от плетения свадебных венков. Церемония одевания молодой дружками и сватьюшками происходила в кладовке в сопровождении песен. Молодые обязательно должны были иметь новые рубашки, еще не стиранные. Специально к свадьбе шили одежду, которую хранили и уважали на протяжении всей жизни.
 
Бгание (готовка) каравая – один из самых распространенных свадебных обрядов, который символизировал освящение обществом вновь созданной семьи. Украинцы пекли свадебные хлеба разных видов: каравай, дивень, теремок, веточку, лежебоку, любовников, шишки, гуся, калачики, каждый из которых выполнял специфическую обрядовую функцию.
Главным свадебным хлебом был каравай, который изготавливался с соблюдением определенного сценария. Бгали его в пятницу или субботу в доме молодой (в восточных районах), у родственников (Подолье и Волынь) или же у обоих молодых. Нередко в этом ритуале участвовали родственники с обеих сторон, символизируя породнение семей.
Бгали каравай специально приглашенные замужние женщины, которые приносили с собой муку, яйца и сало. Весь процесс бгания каравая окружался ритуальными и магическими действиями. Чтобы каравай удался, пели разные обрядовые песни:
Вдайся нам, караваю,
Кращий еще от Дуная.
А еще выше плетня,
А еще лучше злата.
Считалось хорошим признаком, когда каравайниц было нечетное количество (лучше всего семь). Правда, в некоторых районах приглашали четное число женщин: чтобы молодые всю жизнь прожили в паре. При этом каравайницы должны были находиться в первом браке и жить в согласии.
 
Запросины предусматривали сбор дружины (свадебного поезда) и приглашение гостей. Их проводили в воскресенье утром. В сопровождении бояр и дружек матери жениха и невесты отправляли своих детей приглашать гостей. Молодая в национальной одежде, украшенной цветами и лентами, обходила дома и дарила хозяевам шишки, говоря: «Просили вас родители, и я вас прошу прийти на малое время – на свадьбу к нам». Этот обычай не был повсеместно одинаковым: в южных районах часто приглашал молодой, в Карпатах – специальные посредники (звачи), на Подолье молодежь ходила на приглашение вместе. Как правило, приглашали близких и дальних родственников, соседей и знакомых, а в небольших селах – всех жителей. Не годилось приглашать во время случайных встреч на улице, что отразилось в иронической пословице: «Просили по дороге, чтобы не были на пороге».
Свадебный поезд молодого, который отправлялся за молодой, состоял из старшего боярина, бояр, «светилки» и родственников.
 
Выпроваживание молодого – это начало основного свадебного обряда – посада молодых, что должно было санкционировать союз.
Выпроваживала молодого мать, натягивая на него вывернутый шерстью наверх кожух и осыпая «на счастье» зерном и мелкими деньгами. Молодой в сопровождении свадебного почёта ехал за невестой. Схема этой поездки довольно-таки сложная. Собственно, их две: древнейшая (из дома жениха в дом невесты и снова в дом молодого) и более поздняя (из дома жениха в дом невесты, затем в Храм, после в дом невесты, затем возвращение к себе домой без невесты, снова в дом молодой и возвращение в отцовский дом с молодой).
Основную обрядовую и санкционирующую функцию выполняла мать молодой: она встречала свиту, благословляла помолвленных на венчание, а потом встречала их после него. Встреча проходила у порога дома невесты. Молодые трижды кланялись родителям, а те подносили им хлеб-соль. Нередко мать встречала молодых в вывернутом кожухе: чтобы зять был богат.
Сложная церемония свадебного похода предусматривала и несколько выкупов за невесту. Первый устраивали в виде схватки неженатых юношей в знак того, что отпускают девушку из молодежной общины. Повторялся выкуп у ворот дома невесты (воротный) – за право вступления молодого на территорию другого рода, потом в сенях – за место возле невесты. Последний выкуп, свадебный пропой, происходил в конце свадьбы.
 
Посад – обрядовые действия, которые санкционировали окончательное скрепление союза и родичание родов. Они включали обряд выкупа места у невесты, обмен дарами между семьями молодого и молодой, распределение каравая и одаривание молодых. Посад издавна был юридической санкцией семейного союза и остался таковым после введения церковного венчания.
 
 
Покрытие – самая драматическая часть свадебного обряда, которая символизировала переход молодой в состояние замужней. Это действо было продолжением посада молодых, а начиналось распределением каравая. Ритуалы распределения свадебного хлеба и совместного его съедания молодыми символизировали создание новой семьи.
Дальше символические действия через расплетение косы и покрытие головы молодой «очипком» и «наметкой», подчеркивали иерархичность семейного союза. Молодую сажали на кадку, брат или родичи расплетали ей косу и мазали волосы маслом или медом. На Подолье усечение косы осуществлял молодой: усадив невесту себе на колени, отрезал косу ножницами. На Закарпатье сохранялся и более архаичный обряд – отсечение косы: после венчания начинались танцы, во время которых молодой резали косу. Родственники молодого привязывали конец косы ко гвоздю, вбитому в стену. Молодой во время танца должен был проявить такую прыть, чтобы одним ударом топорика полностью отрубить косу. После этого родственники молодой принимали парня в своей род.
Отрезав косу, молодую покрывали «очипком». По ритуалу она должна была дважды его сорвать, и только на третий раз повиноваться судьбе. С этого момента она переходила в состояние женщины с соответствующими нормами поведения. Они подчеркивались, в частности, одеждой: замужняя женщина собирала волосы в пучок и повязывалась платком или надевала чепец. Выходить в люди без него считалось неприличным.
Обряд покрытия был последним, который выполнялся в доме невесты. После него молодой забирал молодую в дом, а вместе с ней и её приданое.
 
Посаг (приданое)
Каждая украинская девушка готовила себе приданое, в частности, ту его часть, которая составляла так называемый сундук. Ведь приданое состояло из двух частей: «скота» и «сундука». Что касается первой, то её выделял отец. «Скот» – это определенная сумма денег, клочок земли. Но то, что входило в «сундук», девушка должна была готовить себе сама или же вместе с матерью. «Сундук» включал постель, полотенца, одежду, а также ленты и платки, которыми девушка должна одаривать свадебных гостей.
 
Комора – цикл обрядов брачной ночи, состоявший из двух частей: первая включала обряд переодевания молодой, вывод её к гостям, собственно, комору, демонстрацию целомудрия (калина); второй – присоединение невестки к семье мужа, разжигание печи, приготовление обеда, угощение свекра.
Заканчивалась свадьба распределением каравая и обдаровыванием молодых и родни жениха. Иногда завершающий свадебный обряд назывался пропой или придана (преимущественно в районах с русскоязычным населением).
 
Калачины (покалачины, хлеба, благодарение, расходный борщ, свашины) – обряд послесвадебного цикла, направленный на укрепление связи между сватами и облегчение периода адаптации невесты в чужом роде. Происходили калачины, как правило, через месяц после свадьбы у родителей невесты, куда приходили в гости молодые с ближайшими родственниками и родителями жениха. Обычно молодые благодарили своих родителей, даря им по 12 калачей, родители в свою очередь одаривали молодых супругов полотном, перинами и подушками.
На протяжении первых месяцев союза устраивали и другие обряды, призванные разнообразить общение молодых с родственниками и свояками: сватины – женская вечеринка в доме невесты, куда приглашались свахи; гостинная – посещение молодой своих родителей; пропой – угощение молодыми родителей и гостей, чтобы «запить» своё хозяйство…
 
Лада КУРОВСКАЯ