(099)149-90-28

 (098)446-25-27

Возрастные посвящения детей

 

Возрастные посвящения
Предки славян понимали, что каждый человек, который хочет жить духовно и материально гармонично, в здоровье и счастье, должен выстроить, организовать свой дух. В этом помогала система родовых, общинных и возрастных посвящений.
Посвящение, или инициация (лат. initio «начинать, посвящать, вводить в культовые таинства»), – обряд, знаменующий переход на новую ступень развития. Именно поэтому посвящения часто называют «ритуалами перехода». В первую очередь ритуалы перехода представлены возрастными посвящениями, суть которых – переход из одной возрастной категории в другую. Для чего же нужны возрастные посвящения?
Ладование детской психики
Начиная с рождения и до старости, мы проходим разные этапы духовного и физического развития, которые соответствуют определенному возрасту. Выдающийся психолог Л.С.Выготский назвал возрастные этапы «эпохами в построении личности». Ученый пришел к выводу, что «каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой». Таким образом, каждая возрастная эпоха имеет свои особенности и «строит» в психике свои новообразования, то есть вносит некоторые психические и социальные изменения, которые определяют сознание человека, его поведение в данный период. Поэтому каждый этап важен и необходим, он выступает запорукой дальнейшего совершенствования и утверждения, а значит должен быть прожит ярко и качественно. Кроме того, развитие психики человека должно происходить последовательно, как в строительстве: сначала фундамент, затем стены, потом крыша. Нарушение последовательности построения или некачественное построение – и все сооружение может рухнуть.
Наши предки тонко чувствовали человеческую душу, все изменения, происходящие с ней на разных возрастных этапах. И мудрость древних обрядов подтверждается в нынешнее время исследованиями современных психологов. Так, можно проследить соответствие между переходными возрастами, выделенными Л.С. Выготским, и возрастными посвящениями наших предков.
 
Кризис новорожденности Имянаречение
Младенческий возраст
(2 мес. – 1 год)
 
Кризис одного года Пострижины
Раннее детство
(1 год – 3 года)
 
Кризис 3-х лет Сажение на коня (для мальчиков)
Дошкольный возраст Зарница-Провестница (для девочек)
(3 года – 7 лет)
 
Кризис 7-ми лет Подпоясывание (для мальчиков)
Школьный возраст Закосычение (для девочек)
(7 лет – 12 лет)
 
Кризис 13-ти лет Обряд Ярилы (для юношей)
Пубертатный возраст Лельник (для девушек)
(14 лет – 18 лет)
 
Кризис 17-ти лет Перуновые мечи
Обряд Вестунки
 
 
Таким образом, критические периоды возрастного развития являются переломными, поворотными пунктами в развитии, они отделяют один возраст от другого. Ребенок как бы находится на грани между двумя состояниями. Нет ни прошлого, ни будущего, а настоящее непонятно. Происходит рождение новой личности, с новыми качествами, умениями и навыками. Например, ребенок 7-ми лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от отрока, поэтому он представляет трудности в воспитательном отношении. Л.С.Выготский отмечал: «Как всякая жизнь есть в то же время умирание…, так и детское развитие – эта одна из сложных форм жизни – с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах». Эта архетипическая схема смерти и возрождения отражена в обрядах возрастных посвящений. Переход в новый статус символизирует смерть в своем старом качестве. Многие славянские волшебные сказки содержат схему смерти и возрождения, что по сути отображает различные обряды возрастных посвящений (мотив пребывания героя во власти демонического существа (Бабы Яги, Оха), волшебные перевоплощения, купание героя в кипящем котле и т.д.).
 
Славянская система возрастных посвящений и предназначена для того, чтобы гармонично перевести ребенка с одного возрастного этапа на другой, чтобы кризисы переходного возраста прошли безболезненно. Посвящения также структурируют, ладуют детскую психику, помогая закрепить приобретенный на предыдущем этапе опыт и дать мощный энергетический толчок для следующих новообразований.
 
Вот ребенок прожил один год своей жизни. Он многому научился, немного освоился в новом для него мире. И чтобы укрепить его в мире Яви, наши предки проводили обряд Пострижины. Ребенок после пострижин уже не считался младенцем, члены рода должны были относиться к нему как к более старшему. Это посвящение дает возможность ребенку собрать силу своего рода и явно и четко проявить себя в нем.
 
В 3 года для мальчиков проводится обряд Сажение на коня, семья принимает мальчика как будущего мужчину и благословляет новыми силами, происходит отделение его от материнской энергии. До трех лет отец своим примером и обучением вложил в мальчика подсознательное понятие мужчины, его важнейшие черты, зачатки мужского мышления и поведения, мать же научила его принимать любовь и отдавать ее. Мальчик подошел к осознанию себя как мужчины. Сажение трехлетнего мальчика на коня активизирует его воинские качества, которые реализируются у мужчины, когда он достигает соответствующего возраста. Конь – очень чуткое животное, которое чувствует внутреннее состояние своего всадника, и если всадник боится, то обязательно попытается скинуть его. Таким образом, в ходе обряда уже можно определить будущий путь ребенка и его характер. Это большое испытание для мальчика, ведь он должен преодолеть страх перед большим животным, в его психике происходят изменения. Чувства, которые испытывает мальчик, находясь сверху на большем от него существе, рождают у него стремление быть сильным, отстаивать свое право. Если же мальчик не выдерживает этого испытания, отцу нужно пересмотреть, что было упущено в воспитании. Таким образом, это испытание и для отца.
 
Для девочек 3 года жизни подытоживается обрядом Зарница-Провестница (Введение в Храм). Это посвящение в будущую берегиню своего рода. В это время приходит к людям Богиня Ушас – Утренняя Заря, и во время обряда своим светом касается она девичьих душ, пробуждая женскую мудрость, способности творить лад и красоту в окружающем мире.
 
В возрасте от 7 до 13 лет проводится обряд Подпоясывание для мальчиков и в возрасте от 6 до 12 лет – Закосычение для девочек. Эти возрастные посвящения утверждают на пути самостоятельного развития, переводят с уровня ребенка на уровень мальчика или девочки соответственно. Обряды символизируют перевод мальчика (девочки) от обучения в роду к обучению в общине, группе сверстников. Укрепляется сила ребенка в овладении своими эмоциями.
 
Обряд Ярилы проводится в возрасте от 12 до 17 лет и символизирует переход мальчика в состояние юноши. Посвящение призвано помочь более глубокому осознанию своей мужской сути, наполнению ярой энергией деятельности, достатка, активности, ответственности, мужества, выносливости.
 
Обряд Лельник проводится в возрасте от 13 до 16 лет. Это первый общественный обряд девочки-подростка, девочка становится девушкой. Посвящение призвано расширить восприятие и осознание девочкой ее роли в обществе как будущей женщины. Если на Закосычении девочке плели две косички – одну отец, наполняя дочь силой мужской любви, а другую – мать, наполняя женской энергией, то на Лельнике девушке заплетается одна коса как символ соединения мужской и женской энергии. Это означает, что теперь девушка готова искать себе пару.
 
Обряд Перуновые мечи (от 17 до 20 лет) символизирует переход юноши в состояние мужчины-воина. Это обряд-состязание. Посвящение призвано помочь более глубокому утверждению мужской сути, силы и мощи.
 
Обряд Вестунки (от 16 до 20 лет) помогает девушке в принятии себя как будущей жены и матери, проявляет зрелые божественные качества стихий, наполняет душу, тело и ум еще большей силой любви, нежности и женственности. Посвящение также помогает осознать, кто такой мужчина, и принять его в свой мир.
Мальчику, который не прошел этих посвящений, в жизни будет трудно даваться возможность проявить себя как мужчине. Так же и девочке, которая не имеет нужных качеств и умений, а главное – понимания своей миссии в жизни, трудно будет найти того человека, который ей нужен для счастливой совместной жизни и реализации себя в обществе.
 
Закладывание правильных образов и моделей поведения
Каждый возрастной этап – новый уровень осознания себя. Осознание себя как мальчика (девочки), как юноши (девушки), как мужчины (женщины), как мудрого продолжателя рода (берегини рода). Каждому возрастному этапу соответствует проявление определенного Бога или Богини. В связи с этим наши предки имели перед собой совершенные образы и модели поведения на каждом возрастном этапе, и каждый член общества стремился соответствовать им, то есть уподобиться Богу (Богине). Наши предки понимали, что проявление Божества – это энергия, призывание и общение с которой изменяет человека под свой образ.
Так, образу идеальной девочки соответствует Богиня Леля – нежная, любящая, трудолюбивая, послушная, терпеливая. Совершенный образ женщины – это Матерь Лада, Макоша – это праобраз пожилой женщины, мудрой берегини рода. Ярило – образ юноши, Сварог – образ идеального мужчины, Велес – мудрый старец. Образы Богов как бы формируют модель поведения человека на каждом возрастном этапе. И женщина-мать никогда не позволит себе капризничать, как игривая Леля, чувствуя в себе божественную энергию Матушки Лады. А пожилой мужчина, «войдя в роль» Велеса, вряд ли станет «лезть на рожон», как наполненный силой Ярилы юноша.
 
Исследования современных ученых показывают, что возрастные посвящения представляли собой своего рода институт социализации, поскольку плавно вводили личность в новые социальные условия, диктуемые определенной возрастной группой. Благодаря посвящениям предотвращались многочисленные комплексы, неадекватное поведение в критический период. Таким образом гармонизировались отношения в обществе. С упадком Ведической традиции мы можем наблюдать перемешивание моделей поведения разных возрастов, а то и модели поведения противоположных полов, часто говорим о тяжелых последствиях кризисов переходного возраста, имеем множество психологических проблем, которые связаны чаще всего с негармоничными переходами с одного возрастного этапа на другой или с некачественным проживанием каждой возрастной эпохи, а также проблемы с социализацией, имеем несчастливых эмансипированных женщин и женоподобных нереализованных мужчин. И эти несовершенные образы мы несем своим детям, передаем в наследство свои нерешенные проблемы. Поэтому возрастные посвящения призваны «переписать» негативные родительские программы и заложить в душу правильные образы и модели поведения, а также развить важные качества своего пола, понять и принять качества противоположного пола. Все это помогает личности как можно полнее осознать себя на каждом возрастном этапе, а значит качественно его прожить. И никогда женщина, прошедшая возрастные посвящения и живущая по законам Прави, не будет жалеть, что она не 18-летняя девушка, поскольку она впитывает всю полноту жизни из каждого возрастного этапа, и в каждом является счастливой и самодостаточной. Ведь у каждого возраста свои преимущества.
 
Мощная энергетическая поддержка рода, общества
Семья, коллектив играют большую роль в утверждении члена своей общины в новом качестве. Без поддержки коллектива сам человек не сможет достичь тех духовных вершин, на которые имеет право по своему рождению.
Посвящение – это «свято» (русск. «праздник») для всего рода, которое освящает, наполняет светом личность. Во время обряда родственники и приглашенные говорят много хороших слов, пожеланий, произносят молитвы, программируя долю ребенка на счастливую и успешную жизнь. Предки светлые приходят и благословляют своих потомков. В этот момент ребенок находится как бы в центре Вселенной, чувствует мощную поддержку и любовь, и это вселяет в него уверенность в своих силах и в том, что все произойдет именно так, как пожелали ему присутствующие.
Таким образом, возрастные посвящения решают чрезвычайно важную задачу: создание образа счастливого будущего ребенка, которое будет соответствовать его призванию.
 
Гармонизация рода, общества
Посвящения четко структурировали общество, определяя для каждого его члена свое место и предназначение, воспитывая необходимые для данного общества праведные качества, закладывая правильные модели поведения. Инициации помогали человеку осознать себя, перейти на более высокий уровень развития, проверить свою дееспособность и необходимость, значимость для общества. Для этого существовала система испытаний, которые и проверяли меру готовности занять определенную ступень в обществе. Тот, кто не прошел испытаний, не допускался к посвящению, зато получал ясное видение того, над чем ему еще необходимо работать, чтобы соответствовать тому высокому идеалу, образу, прописанному в традиции. Вне сомнения, это огромный стимул для каждого члена рода в работе над собой. Ведь никто не хотел опозорить свой род, потому и готовились к посвящению ответственно.
Таким образом, возрастные посвящения помогали достичь главной цели воспитания – сотворения гармоничного человека, успешной в обществе личности, которая может легко и непринужденно найти выход из любой тяжелой жизненной ситуации.
Возрождая традиции возрастных посвящений, мы создаем гармоничное общество людей, сотворяющих мир Любви и Справедливости.
 
Вот какие впечатления остались в душе у матерей, дети которых прошли возрастные посвящения.
 
«Я поняла, что это посвящения и для родителей. Ведь когда осознаешь себя матерью уже взрослых детей, то вынуждена изменяться и сама. Происходит перерождение в новом качестве. Мое отношение к сыновьям изменилось. Я их отпустила, позволила им быть самостоятельными, стала относиться к ним с большим уважением и пониманием их мужской сути. Соответственно сыновья также очень изменились. Их стал привлекать образ настоящего мужчины. Они теперь сознательно стремятся стать настоящими мужчинами. И решающую роль в этом стремлении сыграли личности преподавателей, которые занимались с детьми. Это сильные и успешные мужчины, которые реализуются в жизни, у которых счастливые семьи. Своими качествами характера они завоевали неоспоримый авторитет. Мальчишкам хотелось на них походить. Наставники смогли найти подход к каждому ребенку. Но меня поразило то, как преподаватели соединили такие, казалось бы, несоединимые вещи: требовательность, жесткую дисциплину и чуткое отношение, огромное уважение к ребенку. Наконец, отношения в нашей семье намного улучшились».
Светолада, мама Правомира и Всеслава
(прошли обряд Подпоясывание)
 
«Учителя, школьный психолог отметили, что Богданка очень изменилась. Спрашивали меня: «Где вы летом были, что с ребенком случилось?». Во-первых, моя дочь стала очень самостоятельной. Я помню, не могла допроситься, чтобы она села за уроки. А теперь только прибегает: «Мама, проверь». Во-вторых, она стала более спокойной, уверенной в себе. Она и до этого была уверенной, но эта уверенность была больше бравурной. Теперь же это спокойная уверенность человека, который знает себе цену, имеет чувство собственного достоинства. Кроме того, красота и величие обряда оставили неизгладимое впечатление в душе дочери. Вместе со своими подружками она играет в Закосычение: девочки поют, плетут венки, водят хороводы, что-то рассказывают друг другу. Кроме того, мы очень удивили знакомых своей вышитой салфеткой. Сейчас Богдана вышивает вторую, хотя до посвящения рукоделие ее не привлекало: не хватало усидчивости».
Славия, мама Богданы (прошла обряд Закосычивание)
 
А вот впечатления самих участников возрастных посвящений:
 
«Я очень переживала, как я пойду в школу, что меня там ждет. А после Закосычения я стала такой уверенной в себе и без страха пошла в школу, я чувствую в душе спокойствие и силу. А можно еще раз пройти Закосычение? Мне так понравилась купель, и как коровай над головой держали, и как косы заплетали».
Даринка (прошла обряд Закосычение)
 
«Ощущение приведенности в целостность, как будто разные части себя начинают видеть друг друга и медленно танцевать вместе, чтобы не потерять самих себя, не навредить и познать суть каждой. Заплетение одной косы соединяет из двух противоположностей тебя одну, посередине, настоящую. Тогда можно идти дальше, доказывать, что ты есть, своими действиями, делами, мыслями и быть за них ответственной».
Ясновида (прошла обряд Лельник)